Воспоминания Натальи Дроздовой
1972…
Небольшая комната на 2 этаже старого здания телевидения. 4 стола – за одним главный редактор «Факела» Рогнеда Александровна Шабарова, напротив – старший редактор молодежных программ – Владимир Близнецов, далее редактор Валерий Воронов и, наконец, стол, за которым устроились две редакторши детских программ – две Натальи, обе с птичьими фамилиями – Скворцова и Дроздова, что не раз вызывало шутки по поводу «птиц», сидящих на одном стуле. Эта комната была редакторской, а вот вторая, тоже метров 15, была «царством» режиссеров – «мэтра» Михаила Мараша, Маргариты Гончаровой, Нины Рощиной, Вероника Николаевича Киц-Ковязина, ассистента режиссера Олега Лунева и двух помрежей – Галины Андриенко и Ирины Демидовой. Эти две длинноногие красавицы-модницы (одна пришла из Дома моделей) все время перемещались из одной комнаты в другую, т.к. были постоянно востребованы и редакторами и режиссерами.
Никогда текст не передаст то настроение, дух, что царил в этих двух комнатках, а впоследствии и в «бункере», куда все мы переместились ввиду строительства нового 7-ми этажного корпуса и новой студии «450».
Сказать, что мы «пахали» по 12 часов – это не сказать ничего. Это не был каторжный труд, это было Творчество, а оно, как известно, имеет массу оттенков, в том числе и неописуемых. Все шло рядом – обычная работа с внештатными авторами (а тогда они были обязательны, т.к. соблюдался принцип при выплате гонорара – 40% на 60%. 60% передач редактор должен был сделать с нештатными авторами, и только в этом случае имел право получить свои 40%) и шутки, экспромты, порой песни, которыми славился «Факел». Мы часто пели после трудового дня, снимая напряжение и усталость - ведь мы работали практически без выходных. При наличии одной студии «230» записи были до 12 ночи. А в силу того, что у «Факела» (особенно в детской редакции) постановочных передач каждый месяц было очень много, то, соответственно, и работать приходилось, не считаясь с личным временем. Как нас «понимали» наши близкие, до сих пор загадка. Правда, наши мужья были нашими сотоварищами во всех наших застольях. Они были частыми, но мы не столько «просто сидели» за столом, а каламбурили, смеялись, пели, шутили и разыгрывали друг друга. Это было снятие стресса (а стрессов было немало в той жизни). Я часто сейчас думаю о «той» функции редактора телевидения. Кем он был? По сегодняшним меркам это и креативный директор, и продюсер, и менеджер, и автор, и ведущий. Теперь это самостоятельные должности, а у нас все – в одном лице! А уж если в область выезжала ПТС или киногруппа, то редактор расписывался в специальной книге, как ответственный за всех! Уму непостижимо, как мы управлялись! И управлялись!
Ежемесячно «Факел» делал 10-11 часов вещания. И это при тех технологиях, когда работали на кинокамерах – они были с немой пленкой и синхронной. И если немой пленки все-таки более-менее хватало, то за синхронную шла борьба. Ну что такое 5 минут синхрона на передачу в 30 или 45 минут! А видео не было, и остальное время надо было картинку чем-то закрывать. Голова постоянно работала над тем, какой выдать «видеоряд».
Чем отличалась редакция детских и молодежных передач от всех остальных? Настроением и особым «духом». И в другие редакции приходили интересные люди и были «знаковые» журналисты, но на «Факел» всегда смотрели как на своеобразного лидера – этот «что-нибудь» придумает, этот не подведет.
О каждом из своих коллег я могла бы написать отдельно, но об этом уже рассказала книга к 50-летию студии. Сейчас думаю – ну какие же мы были разные – и по возрасту, и по характерам, и по темпераменту. Но такие близкие и одинаковые в отношении к своей работе. Та «закваска», что была получена тогда, помогает и сейчас. Работая с Натальей Николаевной Скворцовой в одном ВУЗе, мы, встречаясь, порой посмотрим друг на друга после трудового дня, подмигнем: «Тянем?» - «Тянем!» - и все понятно. Это – «оттуда», из тех 70-х, 80-х годов.
Рассказывать о передачах? Они были всякими - и очень хорошими, и средними, и было их очень-очень много, как и людей, которые через них проходили. Для меня, например, дорога передача, которая не блистала среди лучших, но каких людей я сумела «добыть»! «Надо посоветоваться» - программа для подростков. Цикл на год, знакомство с личностями, которые в жизни что-то преодолели, совершили: один построил собственными руками настоящую обсерваторию с настоящими телескопами, другой вытаскивал из Антарктиды застрявший во льдах т/х «Обь», третий, оказавшись в непогоду на сутки «замурованным» в пещере, читал без передыха стихи поэтов Серебряного века, четвертый участвовал в автогонках, пятый выходил один на один с бандитами и так далее, и так далее...
Была у нас передача «Поет хоровая капелла мальчиков». Лев Сивухин! Человек, одержимый хоровым пением, талантлив в этом деле был невероятно! И только ему позвонишь: «Лева, эфир «горит»…». В ответ – «Понял. Когда надо?». И вот уже мальчишки капеллы в студии, и у нас 30 минут дивного пения. Мне кажется, что и звучали эти голоса так особенно, потому Лев Константинович так чувствовал и понимал хоровое пение, что вряд ли можно поставить кого-то с ним рядом. И когда поздно вечером мы возвращались по Покровке домой, он не уставая говорил, что была бы его воля, он весь эфир занял бы только хоровым пением.
Первая передача «У Микешки ровно в 7» вышла в декабре 1973года. Сначала ее редактором была Наталья Скворцова, а режиссером Маргарита Гончарова. А затем «эстафету» приняла Наталья Дроздова. Первыми актерами были: Микешка – Владимир Смолов, Чики – Татьяна Сергейчева, Софья Шельменкина, ведущий – Александр Палеес. Среди авторов сценария были Аркадий Барахович, Владимир Миодушевский.
«Семь футов под килем» (1973) – передача-конкурс, где в условиях студии, а впоследствии и с выездом ПТС, команды школ города соревновались в знаниях по истории Волги и речного дела. Передача строилась и как постановочная, и как игровая – конкурсная. В постановочной части было 2 героя – Капитан (актер Глеб Писарев) и Натипак (актер Юрий Аксентий), режиссер Олег Лунев и редактор Наталья Дроздова. Организация была сложная, т.к. мы подключили Волжское речное пароходство, и все команды тренировали профессиональные речники – 2-е и 3-и помощники капитана. Итогом стала поездка (бесплатная) для всей команды – победительницы из шк.№11 Приокского р-на. Прокатили всех, включая съемочную группу, до Астрахани и обратно на т/х «Капитан Рачков».
Здесь должен быть текст об «Операции «Дети».
Редактором программы «Уголок России» (83-84г) была Наталья Дроздова, режиссерами – Елена Шляхтич и Нина Рощина. Ведущий многих передач – краевед, профессор ГГУ им. Лобачевского Николай Филиппович Филатов. За период существования «Уголка России» мы изъездили всю Горьковскую область, включая даже г. Темников (Мордовия).
«Пробуй, твори, умей!» (начало 80-х) – это была конкурсная программа с участием специалистов профтехобразования. Редактор Ольга Егорова, режиссер Михаил Подолов.
«Я здесь живу» - цикл передач о сельской интеллигенции. Редактор Наталья Дроздова, режиссер Елена Шляхтич.
Перестроечное время более всего внесло свои коррективы в жизнь молодежной редакции. «Открытый микрофон», «Хочу сказать», «33-17-33» - в этих программах впервые стало можно высказаться любому человеку (особенно, если ПТС стояла на улице). Правда, «33-17-33» была чисто студийной, но мы в первый раз попытались в прямом эфире дать телезрителям возможность позвонить и задать вопрос приглашенному первому секретарю райкома комсомола какого-либо района области.
Конец 80-х и начало 1990 года – это было совсем другое время.
Автор воспоминаний Наталья Дроздова
НА ГЛАВНУЮ