Захаров Геннадий Алексеевич
Заслуженный работник культуры РСФСР
Заслуженный работник культуры (1988). Редактор, старший редактор, корреспондент информационной программы «Горьковские новости» с 1961 года по 1992 год.
Геннадий Алексеевич причастен ко всем значительным стройкам в Горьком и области. Он учреждал на них журналистские телевизионные посты и сам этими постами был. Он был в курсе строительства всех мостов, всех стадий прокладки линий метро и возведения подземных вокзалов. Вместе с проходчиками он проделал под землей весь путь от стыковки до стыковки. Было так, что если на какой-то участок вовремя не были поставлены комплектующие узлы и детали, и это грозило срывом в работе, то со строительной площадки звонили Захарову на работу или домой в любое время суток. И его «постоянно действующий телевизионный пост» (Г.А. Захаров, операторы Ю.Б. Печинкин или А.А. Барышков, водитель Н.Н. Алеин) мчался на место, разбирался в происшедшем и давал ему свою оценку в эфире.
Важнейшие новостройки города Горького, возведению которых способствовала журналистская деятельность Г.А. Захарова:
-
строительство Молитовского моста через Оку – начало 1960-х, пуск 1965,
-
строительство двухъярусного моста через Волгу – пуск 1965,
-
строительство нового здания Московского вокзала – 1965
-
строительство нового аэровокзала – 1965
-
строительство нового речного вокзала -1964 год
-
строительство нового цирка -1965 год
-
строительство Дворца спорта – 1965 год
-
снос последних бараков и строительство новых жилых микрорайонов на Автозаводе, в Ленинском, Канавинском и Сормовском районах,
-
возведение площади Ленина (1965-1970).
-
Г.А. Захаров первым проложил съемочные пути с предприятиями Кстова, Арзамаса, Выксы, Дзержинска.
Г.А. Захаров постоянно освещал работу Горьковского автозавода, знал все проблемы предприятия и помогал их решать. Он имел постоянный пропуск на завод. Его персонально приглашали на партийные конференции автозавода, на технические советы. Мы шутили, что ГАЗ близок Геннадию Алексеевичу Захарову потому что он тоже ГАЗ. А когда трест СтройГАЗ стал строить гигантский 9-й механосборочный корпус и Захаров взял на себя телевизионное шефство над этим строительством, Геннадий в нашей среде стал именоваться СтройГАЗом.
Большой радостью для Захарова было готовить и выдавать в эфир репортажи с успешно завершенных объектов. Справедливо, что именно он снимал репортаж о первом пробном поезде Горьковского метро. И проехал в кабине вместе с машинистом по трассе, по которой раньше не раз прошел пешком туда и обратно.
Геннадия Алексеевича знали и уважали не только руководители области и города, но и рядовые работники предприятий и организаций, а он знал и помнил сотни имен начальников цехов, бригадиров, передовиков производства. Просто человек был влюблен в свою работу, в дело, которым занимался.
Ко всему прочему Геннадий Алексеевич был удивительно добрым и отзывчивым человеком и с готовностью приходил на помощь людям, которые к нему обращались, используя при этом свои многочисленные связи в самых разных инстанциях.
Биографическая справка:
Г.А.Захаров родился 28 июля 1928г. в г. Горьком. 1947 – 1951г.г. учился в театральном училище, г. Одесса. 1954 – 1956 г.г.– учился на факультете журналистики в Центральной комсомольской школе, г. Москва. С 1960г. – редактор, с 1961г. – старший редактор редакции «Последних известий». С 1972г. - старший редактор редакции «Горьковские новости». 1986-1987 – старший редактор главной редакции общественно-политических программ.
Воспоминания Александра Цирульникова о Геннадии Захарове.
Геннадий Алексеевич Захаров безусловно был достоин учрежденного областным отделением Союза журналистов России звания «Легенда нижегородской журналистики», жаль, что он его не получил, но даже без такого официального признания он был человек легендарный. Вы спросите, что это значит? Ответ самый простой: это человек, о котором слагали и рассказывали легенды, а он всегда предоставлял для этих легенд о себе повод. А точнее – поводы.
Геннадий Алексеевич причастен ко всем значительным стройкам в Горьком и области. Он учреждал на них журналистские телевизионные посты и сам же и был этими постами. Он был в курсе строительства всех мостов, всех стадий прокладки линий метро и возведения подземных вокзалов. Вместе с проходчиками он проделал под землей весь путь от стыковки до стыковки. Случалось так, что если на какой-то участок вовремя не были поставлены комплектующие узлы и детали, и это грозило срывом в работе, то со строительной площадки звонили Захарову на работу или домой в любое время суток. И его «постоянно действующий телевизионный пост» (Г. Захаров, операторы Ю. Печинкин или А. Барышков, водитель Н. Алеин) мчался на место, разбирался в происшедшем и давал ему свою оценку в эфире.
Геннадий Алексеевич Захаров постоянно освещал работу Горьковского автозавода, знал все проблемы предприятия и помогал их решать. Мы шутили, что ГАЗ близок Геннадию Алексеевичу Захарову потому что он тоже ГАЗ. А когда трест СтройГАЗ стал строить гигантский 9-й механосборочный корпус и Захаров взял на себя телевизионное шефство над этим строительством, в нашей среде он стал именоваться СтройГАЗом.
Большой радостью для Захарова было готовить и выдавать в эфир репортажи с успешно завершенных объектов. Справедливо, что именно он снимал репортаж о первом пробном поезде Горьковского метро, и проехал в кабине вместе с машинистом по трассе, по которой раньше не раз прошел пешком туда и обратно.
О популярности Геннадия Алексеевича в нашем городе я узнал, как только стал работать в редакции информации.
Как-то вечером после одного из первых моих рабочих дней мы шли с ним по Свердловке. Продвигались довольно медленно, потому что, как оказалось, у Захарова были знакомые на каждом шагу. Кого-то он останавливал, кто-то окликал его, походя решались какие-то вопросы, собеседники уславливались о новых встречах, о киносъемках, об интервью на студии. Наверное, половина телефонных звонков в нашей редакции были адресованы ему. Когда он уходил в отпуск, то первую половину этого месяца по телефону продолжали спрашивать Захарова, и когда казалось, что мы уже всем ответили, и волна звонков спадает, начинали звонить те, которые спрашивали о нем в самом начале его отпуска: «Захаров вышел?», «Захаров уже работает?», «Как разве Захаров еще в отпуске?»…И так продолжалось уже до его прихода.
Геннадий Алексеевич не отличался высоким ростом, но был каким-то крупным, основательным, и при этом очень быстрым, подвижным, проворным. Большая голова в мелких густых колечках светлых волос, отчего мы между собой звали Захарова – кудрявый.
Редкий в то время факт – у журналиста была собственная машина «Победа». Геннадий Алексеевич купил ее после того, как Никита Сергеевич Хрущев принял решение сократить автомобильный парк в обкомах и горкомах КПСС и «излишки» выставить на продажу по сниженным ценам. «Победа» была уже не новой, изрядно поработавшей, но, тем не менее, очень выносливой. И я был тому свидетелем. По доброте душевной Захаров никому не мог отказать в просьбе подвезти, особенно после рабочего дня, когда он собирался ехать к себе на улицу «Искры» в Ленинский район. Тогда в Горьком действовал только один мост через Оку, который так и называли Окским, был еще Волжский мост, но – только железнодорожный. И чтобы добрался до улицы «Искры», надо было спуститься вниз по Похвалинскому съезду, переехать через Оку по мосту, проехать мимо бывшей ярмарки, мимо Московского вокзала, Дворца культуры имени В.И. Ленина - то есть преодолеть весьма солидное расстояние по городу, и многим сотрудникам телевидения было с ним по пути. В «Победу» (вместимостью в пять человек вместе с водителем) лиц обоего пола набивалось в два раза больше. Кто-то при этом у кого-то сидел на коленях, кто-то лежал в ногах поперек салона у заднего дивана. Никто не считал себя ущемленным. Всем надо было ехать, и всем было весело. Захаров, естественно, был за рулем. Помню, как рядом с Геннадием Алексеевичем впереди расположился Анатолий Исаев с шестилетним сынишкой Володей на коленях. У Володи уже был опыт такой езды, и поэтому он со знанием дела рассуждал:
- С дядей Геной всегда так интересно кататься. У него машине всегда что-то стучит, скрипит…
И вдруг закричал:
- Смотрите, какое-то колесо впереди нас покатилось!..
Это было как раз после того, как мы переехали трамвайные рельсы на пересечении улиц Прядильной и Краснофлотской и, припадая на правый бок, двигались к Похвалинскому съезду. Колесо действительно, подпрыгивая, убегало от нас. И вдруг Захаров сообразил:
- Так это же мое правое переднее колесо!..
И резко затормозил.
Из-за того, что машина была перенаселена пассажирами, никто из нас не почувствовал какого-то дискомфорта, потому что никакого комфорта и так не было. Какое-то время, пока Захаров не догадался в чем дело, мы ехали на передней ступице, наклонившись всем корпусом вправо. Чудо, что нас не закрутило на месте, не сбросило с дороги и не кинуло под встречный транспорт! Мы остановились, а колесо продолжало движение! И, если бы оно доехало до съезда, то превратилось бы в катящийся, подпрыгивающий и летящий снаряд, который натворил бы беды. Но его чуть-чуть занесло вправо, оно столкнулось с бордюром, свалилось плашмя, заскользило и остановилось… Мы стали собирать разбросанные по пути следования болты, гайки, шайбы, детали…Но этот случай никак не повлиял на захаровское автогостеприимство.
Вспоминается еще одно автопроисшествие с Захаровым. Летом 1963 года он решил во время отпуска съездить на своей «Победе» на Украину, по-моему, в Харьков. Вся студия знала о предстоящем автопробеге, потому что Геннадий Алексеевич стал ездить на работу и с работы на общественном транспорте - его машина проходила профилактику в каком-то автохозяйстве. Отъезд был намечен на раннее утро ближайшего воскресенья. И он состоялся. Накануне мы договорились, что Геннадий даст знать о времени своего возвращения в Горький и мы поедем его встречать на границу с Владимирской областью…
В день его старта у меня были съемки в разных районах города - о том, как горьковчане проводят выходной. Тогда он был только один на неделе. Оператором у меня был Олег Ярчевский. С одного события мы спешили на другое и между делом обсуждали, где сейчас наш друг Гена и как далеко он уехал. Не помню, что происходило в парке имени 1 Мая, мы ехали туда с автозавода и на подъезде к парадным воротам уже издалека обратили внимание на грузовик ГАЗ-51, который на буксире вез коричневую «Победу». Первым схватился наш шофер Боря Кулаков: «Это же Захаров!» - «Не может быть! - философски парировал Ярчевский, - таких коричневых «Побед» - пруд пруди!» - «И все-таки это Захаров!» - согласился с Борисом я. Нарушая все ПДД, мы наискосок пересекли трамвайные рельсы и подъехали к дуэту из грузовика и легковушки. Водитель «ГАЗ-51» продолжал движение вперед, а ведомый им Захаров в «Победе», завидев нас, стал вовсю нажимать на клаксон, оглашая «победными» криками всю округу, чтобы ведущий остановился. Наконец, это произошло.
Не могу сказать, что Захаров был обескуражен этим неожиданным свиданием, мы были обескуражены больше, но шутили, что выполнили обещание встретить его по возвращении домой.
Оказалось, что машина забарахлила у Вязников. Что случилось, сейчас не помню, да и Геннадий точно сказать не мог. Важно другое: первое - остановившиеся рядом водители-горьковчане дали дельный совет ехать домой, и Захаров их послушал, и, второе - шоферы, признав в потерпевшем телевизионного корреспондента-земляка, стали везти его на буксире в Горький. Первый доброволец доставил Захарова до поворота на Дзержинск и уехал в город химиков, предварительно перецепив «Победу» к полуторке, которая ехала на «Красный Якорь». Там, на Московском шоссе у этого завода, эстафету принял пожилой водитель «ГАЗ-51», который и довез его домой на улицу «Искры». При нашем сочувственном сопровождении. Насколько я знаю, больше никаких бесшабашных попыток путешествовать за рулем на «Победе» Геннадий Алексеевич не предпринимал. Между прочим, эту машину он вскоре продал и купил себе 21-ю «Волгу». Водил ее не менее искусно, чем «Победу». После «Волги» у Захарова появились одни «Жигули», потом другие (неважно, какой модели), но все его транспортные средства всегда отличались необыкновенной вместительностью…
Особый разговор о взаимоотношениях Захарова с работниками ГАИ. Из-за вечной занятости Геннадий Алексеевич месяцами не успевал пройти техосмотр и выставить на ветровом стекле новый годовой талон. Гаишники его останавливали, предупреждали, он давал слово, что завтра же все сделает. И не делал. Помню, как один из инспекторов в Ленинском районе дал ему на это мероприятие две недели и предупредил, что если за 14 дней техосмотр не случится, отберет у Захарова водительские права. Прошло два месяца, мы едем с Геннадием Алексеевичем, останавливаемся на переходе у красного глаза светофора, а там стоит и смачно улыбается тот самый инспектор ГАИ. Мой находчивый друг, не дожидаясь, когда милиционер направится к нам, быстро опускает стекло своей левой водительской двери и, выставив наружу руку с двумя раскрытыми пальцами, кричит: «Осталось два дня! Я все помню, еще два дня!». И мы укатываем, как только вспыхнул зеленый, мимо на мгновение обалдевшего гаишника, высчитывающего что-то в уме…
Геннадий Алексеевич Захаров был удивительно добрым и участливым человеком, сейчас трудно сосчитать скольким людям он помог при самых разных обстоятельствах. Он достоин нашей благодарной памяти.
Автор текста А.Цирульников
НА ГЛАВНУЮ