Воспоминания Евгении Михайловны Горской
На радио я пришла случайно. Дело в том, что я хотела стать учителем, но не попала по конкурсу в университет и после работы занималась самодеятельностью в народном театре. И вдруг один из актёров сказал мне, что освободилось место диктора на автозаводском радио, не хочу ли я попробовать. Это был 59 год. Я пришла туда и, видимо, понравилась, единственная ошибка, которую я запомнила на всю жизнь - прочитала слово квартал с ударением на первом слоге. Меня приняли, и я стала работать, было очень интересно, очень любопытно, всему училась. В этом же году я поступила в университет.
Четыре года проработала, и к нам пришёл очень интересный человек - Смирнов Евгений Александрович, он работал на Автозаводе в конструкторско-экспериментальном отделе. Он хотел научиться читать. И я стала его учительницей, хотя сама училась всему.
На областном радио в это время объявили конкурс дикторов, но я побоялась. Но Смирнов, который уже работал на областном радио, очень настаивал, и я стала приезжать.
Сначала я работала с Филатовым Е.Г., потом стала читать последние известия. И затем наш руководитель, председатель комитета Морозов Н.И. предложил мне работать на областном радио. В 1963-м году я попала сюда и стала работать в полную силу.
Для того чтобы вовремя попасть на работу, в любую погоду в половине шестого утра я уже была в дороге. Так продолжалось 40 лет.
Я работала с Гришаниной; приняли Юру Прохорова - очень талантливого, он очень хотел работать и учился много.
Работала с удовольствием, потому что было очень интересно. Мне приходилось много читать, и это были разные передачи. В то время материалы писали очень интересные, талантливые люди - Менхен, Бурдов. Кроме передач, посвящённых подвигам на полях, у станков, у Менхена я вела «Дневник искусств». К нам в город приезжали известные люди и о них мы имели представление через тексты, мы знали обо всех новых событиях, происходивших в городе, гастролях театров. Вела интересный образовательный цикл передач о музыке, с преподавателем консерватории.
Чтение последних известий требовало абсолютной грамотности. К русскому языку я всегда относилась щепетильно, настольная книга диктора - это словарь русского языка, да и на работе требование к качеству было очень строгое. Такое отношение отличало всех дикторов. Как правильно сделать ударение, произнести слово в эфире, не ленились спрашивать друг у друга.
Тогда не было рекламы, и мы много читали объявлений - театры, кинотеатры, филармония.
В 1973 году, на 10-м году моей работы на радио, я попала на 1 всесоюзный сбор дикторов радио. Это было и престижно и интересно, мы познакомились с коллегами со всего Союза. Затем были курсы повышения квалификации с московскими дикторами, и я стала заниматься с Высоцкой О.С. Четыре года я ездила в Москву, узнала много интересного, обучалась прямо во время передач в студии, наблюдала, как О. Высоцкая вела передачи. Для меня это был подарок судьбы, она была во всех отношениях женщина незаурядная, мастер, эталон.
С первого года я стала работать на демонстрациях 1 мая, 7 ноября. Это была интересная, живая работа, кипа бумаг, править было некогда, сразу нужно читать с листа и не ошибаться. Это была школа, со мной работал Ю.М. Прохоров. Работали в День города, на других праздниках - с площади Революции, площади Минина, площади Ленина, открывали навигацию. Это живая работа - видишь людей, их настроение. Это очень интересно.
Параллельно 5 лет я работала на приокском радио, меня пригласил А. И. Вилков, там я читала новости. Приглашали вести концерты.
Если можно было снова выбирать профессию, я бы сделала то же самое, хотя в начале я хотела быть учителем. Но тогда жизнь не была бы такой интересной. На радио каждый день было много талантливых людей, непростых, интересных, требующих от тебя многого. И приходилось всё время пополнять свои знания. Настоящей школой, подготовившей меня к работе, была моя семья, где все говорили на хорошем русском языке, народный театр, Москва, где во время весёлых занятий дикцией взрослые люди учились правильному произношению, дыханию.
Когда относишься к делу с любовью, и работа нравится − это подарок. Мне повезло с людьми, с которыми я работала, коллеги были неординарные -Юрий Михайлович Прохоров, с которым мы спорили, схватывались, но не ругались - побеждала истина. Смирнов Евгений Александрович - очень требовательный человек. А как мы работали с техниками, инженерами! Мы друг друга понимали с полуслова, объяснялись взглядом, синхронно. В работе очень важно и понимать, и доверять. Ирина Фёдоровна Сухонина одна чего стоит, она была заботлива, как наседка. Ни одного грубого слова годы работы, обсуждали все книжные новинки, она была в курсе всего. Долгое время мы работали в Доме связи, и у нас был настоящий коллектив. Мы вместе отмечали праздники, это сплачивало, интересовались друг другом, Это была отдушина.
Конечно, сейчас слушатель изменился, радио не в каждой семье и слушают люди, старшего поколения, молодёжь меньше слушает проводное радио. Изменились и программы, появились прямые эфиры, которые очень интересны. Мне интересно, какие вопросы задают, как отвечают. Я слушаю и во время обеденного перерыва, и на даче. Святое дело - радио.
Что хочется пожелать современному радио? Жалко, что исчезла профессия диктора, но мне хотелось, чтобы ведущие имели голосовые данные, грамотно говорили и любили свою профессию. Если любишь, то относишься к себе критически, требуешь с себя. Хотя у нас было попроще, читали с листа, и было время подготовиться перед эфиром. Чтобы был результат нужно читать глазами, думать головой, пропускать через сердце и голосом выдавать в эфир.
НА ГЛАВНУЮ