Воспоминания Елены Глебовны Шевырёвой
Я пришла на областное радио в начале 1981 года. Это было самое что ни на есть застойное время с очень жесткими для журналистов идеологическими рамками. И тем не менее я просто с удовольствием слушала очерки и репортажи Людмилы Ненашевой, Игоря Становова, Юры Сабитова, Кати Мурашкиной. Ни себя, ни их я бы не назвала сторонниками колхозов или социалистического соревнования, а передачи приходилось делать именно на эти темы. Почему же так интересно было слушать рассказы о доярках и механизаторах, токарях и слесарях, учителях и инженерах? Да потому что рассказывали журналисты не об идеологических реалиях того времени, а о людях, да так ярко, так интересно, что до сих пор помню я сабитовского мастера автозавода Снежкина, ненашевских доярочек, (так она их называла), мурашкинских пэтэушников (ПТУ сегодня называют колледжами). Из радиоприемников, стоящих чаще всего на кухне, горьковчане слышали о той жизни, какой жили сами, только люди из радиопередач были чуть-чуть интереснее, и когда они рассказывали о своей работе, хотелось свою делать так же, как они. Вот и весь секрет. Ну и, конечно, мои новые коллеги были людьми хорошо образованными и остроумными. помню, первое время из редакции уходить не хотетось, так было интересно. А уж какие новогодние капустники устраивались, такого больше я нигде не слышала. Писали мы пародии на собственные передачи…
Где-то в середине 80-х, когда началась перестройка и по центральному радио некоторые передачи пошли в прямом эфире, я вдруг сообразила, что и у нас в Горьком можно делать то же самое. Пришла с этой идеей к председателю горьковского телерадиокомитета Валентину Ивановичу Королеву, ему понравилось, и мы с ним определили тему первого прямого радиоэфира –«Всё об обуви».
За круглый стол пригласили директора горьковской обувной фабрики, директоров обувных магазинов, начальника управления торговли облисполкома… и вышли в прямой эфир. И они, и я - ведущая, волновались ужасно, даже накануне (смешно вспомнить) собрались в радиостудии на репетицию. Но все прошло на удивление гладко. Правда, мои собеседники как-то не до конца поняли, что они все же в прямом эфире. Слушатель задает вопрос: «Вот вы ратуете за местных производителей, а в какой обуви сидит главный инженер обувной фабрики?» Я отвечаю, что сейчас посмотрим. И вдруг все гости эфира, не заботясь о шуршании бумаг на столе, скрипе стульев, заглядывают под стол и радостно так кричат: »В нашей, в нашей!!» И хохочут.
А после второго эфира я получила устный выговор за срыв производственной деятельности. Мы обсуждали проблемы торговли, а в то время многое было в дефиците и только что с прилавков исчез кофе. Естественно, радиослушатели только о нем и спрашивали. Нам в студию принесли штук 30 «кофейных» вопросов. Начальник областного управления торговли просматривал их с мученическим выражением лица, не зная, как ответить, говорить же о практически полном развале тогдашней системы экономики пока не решались. И я пришла на помощь гостю студии, назвав номер нашей редакции и пригласив радиослушателей позвонить по нему завтра. Еще не докончив фразу ,я поняла,что наделала, но слово вылетело, и назавтра работу редакции парализовали звонки горьковчан .
В прямом эфире я работала потом до 2004 года и вспоминаю об этом с радостью от того, что все это было, и грустью, что эти времена уже в прошлом.
«Акцент». Идея такой программы в прямом эфире, с краткими информационными, злободневными материалами с последующим комментарием специалистов пришла в голову журналисту Татьяне Черенковой и мне, когда мы слушали «Молодежный канал» радиостанции «Юность». В.И. Королев это одобрил и дал свое согласие, журналист Наталья Матвеева на базе своей редакции пропаганды организовала редакцию информационно-публицистического канала, а Игорь Становов придумал название и стал первым и единственным на тот период, и просто блистательным ведущим «Акцента». Потом ведущих было много, но я думаю, что радиослушатели запомнили тех, кто работал не один год, и имел и свои темы, и свой круг слушателей, и узнаваемый голос в эфире. Это тот же Игорь Становов, Юрий Сабитов, Ольга Янова, Наталья Матвеева.
Моей же темой на долгое время стала социальная защита населения, и прежде всего пенсионеров . 90-е годы не зря называют «лихими». Очень уж много было «братков», сомнительных сделок на государственном уровне, скороспелых постановлений и законов российского правительства. А уж что творилось с пенсионным законодательством! Чего стоила только индексация пенсий, которая лишила многих пенсионеров приличных пенсий и уровняла их с теми, кто имел маленькую зарплату. Пенсии постоянно пересчитывались, менялся порядок их назначения, случались досадные ошибки работников соцзащиты. И вот на протяжении 10 лет мы с Борисом Ивановичем Моховым, начальником областного управления социальной защиты и занятости населения, 2 раза в месяц в прямом эфире отвечали на многочисленные вопросы пенсионеров: и разъясняли, и утешали. Мохов не боялся острых вопросов, никогда не прятал за свою спину сотрудников, допустивших ошибку, и всегда был на стороне пенсионеров или, как он их называл, ветеранов. Недаром нам приходило столько писем, что пришлось на время организовать специальную программу «Оранжевый абажур», чтобы радиослушатели поскорее получили ответы на свои вопросы и жалобы. Одно письмо было нам с Борисом Ивановичем особенно дорого. Одинокие старики, муж и жена Федюнины, которым было далеко за 80, написали нам: «Дорогие Борис Иванович и Елена Шевырёва, вы нам как отец и мать»… А как радовался Мохов, когда в области по решению федеральных властей начали, наконец, строительство небольших, семейного типа, домов престарелых и мы сделали тогда целую серию передач об этом .
В 1992 году был принят закон о защите прав потребителей, он должен был как-то приостановить вал некачественной продукции, от которой мы все немало пострадали в то время. Контроль за его реализацией был возложен на антимонопольное управление. И его начальник Геннадий Николаевич Гудков, и специалисты управления тоже стали частыми гостями нашего эфира. В начале мы просто разъясняли положения закона, потом на конкретных примерах «из жизни» стали показывать, как отстаивать свои права, а работники антимонопольного управления просто помогали нашим радиослушателям в конкретных случаях. Сегодня даже представить трудно, что покупатель мог полностью зависеть от расположения к нему продавца, не знал, где ему могли помочь, например, обменять бракованную дорогущую стиральную машину на качественную. Да большинство нижегородцев, особенно в глубинке, просто не знали закона, например, того, что на продукцию существует определенный гарантийный срок, а аннотация к импортному товару должна быть на русском языке. И приятно осознавать, что многое нижегородцы узнавали это именно из передач областного радио, что оно было не только интересным, но и полезным для наших радиослушателей.
НА ГЛАВНУЮ