Воспоминания Анатолия Сергеевича Бурдова
Давно это было. 1957 год. Конец сентября. Мой знакомый, сотрудничавший с областным радио, неожиданно сообщил мне, что со мной хотел бы познакомиться председатель Горьковского комитета по радиовещанию и телевидению. Я был очень удивлен, но узнать о причине предстоящего знакомства не смог. «Пойдем и все узнаешь». И мы пошли. Нас встретил мужчина лет пятидесяти пяти, очень доброжелательно принял нас и предложил работу в редакции художественного вещания, в качестве редактора. Меня пригласили на работу с испытательным месячным сроком. Я в то время работал в средней школе, вел уроки русского языка и литературы. «С работы ты не уходи, мало ли что может быть» - говорил председатель. А тем председателем был Михаил Александрович Чернышов, человек спокойный и доброжелательный. Через месяц я встретился с ним и сообщил, что работать на радио не буду. «Ты очень плохо подумал — сказал Михаил Александрович — Иди и подумай еще. Встретимся через месяц». Через месяц я вновь отказался от работы на радио, и вновь Михаил Александрович меня отправил на месячные раздумья. А уже когда я отказался в третий раз, то мы расстались. Я задавал себе потом вопрос – почему М.А.Чернышову так хотелось, чтобы я работал на радио. Ничем особенным за истекшие три месяца я себя вроде бы не проявил. Видимо главным аргументом в мою пользу была моя молодость. Мне было 30 лет, и впереди была целая жизнь…
Михаил Александрович был очень уважаемым всеми сотрудниками человеком: справедливым, внимательным и доброжелательным. Мне общение с ним доставляло большое удовольствие, а общались мы часто. Он неоднократно приглашал в свой кабинет и расспрашивал о том, как мне работается, что не нравится в работе. И был готов везде и во всем помочь. К сожалению работать с ним пришлось недолго, т.к. его вскоре отправили на пенсию. Но я успел при нем вернуться на радио. Случилось это в мае 1960 года. Михаил Александрович меня охотно принял на работу, в качестве редактора программ УКВ-вещания. Но в этом качестве я проработал недолго и был переведен на основную программу художественного вещания, вторым редактором. Надо сказать, что в те годы художественное вещание занимало до 40 процентов всего объема вещания. Это было очень много, а потому второй редактор был необходим. Что запомнилось с того времени. Была тесная связь с нашими слушателями. Приходило огромное число писем. Мы не успевали их обрабатывать, использовать в своих передачах. Чаще всего это были просьбы на исполнение полюбившихся музыкальных произведений. Но не только это. Нам задавали различные вопросы, рассказывали о своей жизни. Это было замечательно, это придавало нам работникам редакции дополнительные силы, желание трудиться для наших слушателей. Потом постепенно все это стало снижаться. А уже в конце 90-х годов прошлого века письма стали редкостью. В чем дело? Сильно изменилась, видимо, жизнь. Стала более сложной и прагматичной. Стала уходить из жизни ее духовная составляющая…
Редакция наша в те годы состояла из четырех человек: старшего редактора, второго редактора, редактора УКВ программ и фонотекаря (фонотека тогда была придана редакции художественного вещания). Старшим редактором был Вениамин Григорьевич Менхен, отдавший работе на радио пятьдесят лет жизни. Был он исключительно трудолюбивым человеком. Особенно ему удавалась работа с театральными драматическими коллективами, он не пропускал ни одной театральной премьеры, приглашал коллективы театров в студию. Главным достижением Менхена было создание фильмотеки на радио. Там хранились записи спектаклей наших театров, голоса выдающихся нижегородцев. К этой сокровищнице магнитофонных записей многократно обращались все редакции областного радио, а потом и телевидения. Был такой случай. Отмечалась юбилейная дата народной артистки СССР А. Н. Самариной. Телевидение не могло пройти мимо этого события. Но оказалось, что у них нет ни записей сцен из спектаклей, ни даже записи голоса актрисы. И вот пришли они к нам, радистам, чтобы мы помогли им. Мы помогли: достали записи передачи А. Н. Самариной, записи некоторых театральных сцен. На этот материал были наложены различные фотографии, и так вышли из положения…..
Но фильмотека, как и всякое другое живое дело, требует к себе внимания. Известно, что магнитофонная пленка может сохраняться лишь в течение 20 лет, а потом она деформируется, теряет свои качества. Одно время, где-то в 70-е – 80-е годы мы активно переписывали хранившиеся материалы. Но дело это хлопотливое, дорогостоящее, а потому постепенно наш пыл стал пропадать. А в последние 15 лет, по-моему, в этом направлении совершенно ничего не делается. Наша замечательная фонотека умирает. Уходят от нас голоса замечательных нижегородцев, уходят от нас их мысли. А ведь это наша история, наше прошлое….
Не могу не вспомнить Валентину Николаевну Латухину, редактора УКВ-вещания. Меня неизменно потрясали в ней два драгоценных качества: ее бескрайнее трудолюбие и ее доброта. Она могла сидеть за прослушиванием и отбором музыки многие часы после окончания рабочего дня. Однажды утром я пришел на работу, а в комнате прослушивает музыку Валентина Николаевна. «А я всю ночь так просидела, слушая музыку» - сказала она – так интересно». К ней многократно обращались наши слушатели с просьбой выслать им текст полюбившейся песни, звучавшей на радио. И она неизменно выполняла эти просьбы: прослушивала песню, записывала слова и высылала слушателю. В этом отношении была она совершенно безотказной. Потом переехала в другой город, а когда снова вернулась в Горький, то свободного места на радио не оказалось. Она не теряла связи с нами, иногда звонила, иногда приходила, чтобы повидаться, поговорить. Но это были лишь какие-то мгновения….
Я считаю, что исключительно «на своем месте» была в нашей редакции Людмила Александровна Прилуцкая, готовившая литературные передачи. Она любила литературу, знала ее, а потому ее прикосновение к какому-то автору не было случайным, а было продуманным, осмысленным. Она неоднократно обращалась к творчеству Юрия Адрианова, делая различные акценты на его лирических размышлениях. Поэту это импонировало, и не случайно мы встречаем в его сборниках стихи с посвящениями Л. Прилуцкой…
Много и плодотворно трудилась Галина Геннадьевна Тараканова, занимавшаяся подготовкой концертов по заявкам. Но особенно интересной была ее встреча с любителем музыки Игорем Михайловичем Пузыревым. Как-то он заглянул в нашу редакцию и поведал, что у него много записей русских певцов-эмигрантов. Многие из них вообще не были известны широкому кругу слушателей. Так возник цикл передач, где прозвучали многие неведомые нам голоса…
В течение многих лет мы по субботам выпускали передачи «У нас в гостях».
В 60-80 годы в наш город приезжало большое число исполнителей самого высокого уровня: пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, Я. Глиер, скрипачи Л. Коган, М. Вайман, Б. Гутников, виолончелисты М. Ростропович, Н. Гутман, замечательные певцы и композиторы – Шостакович, Хренников, Щедрин, Эшпай…
Многие из них были нашими гостями, рассказывали о своем жизненном и творческом пути. Это было очень интересно… Незабываемыми были те дни, когда проходили смотры художественной самодеятельности. Раньше, в 60-е – 80-е годы, это происходило довольно часто, примерно раз в три года. В эти дни вся наша область превращалась в огромную концертную площадку. Смотры начинались показом концертных программ во всех районах области, потом проходили зональные смотры, где были представлены 5-8 районов, а затем несколько областных заключительных концертов в областном центре. Непременно везде было приподнятое, праздничное настроение и обилие желающих участвовать в концертах. Время трудное, недавно окончилась война, люди были весьма скромно одеты, но все равно шли на смотры, пели, танцевали, читали стихи. Было всякое, но были и очень яркие выступления. Так, запомнилась павловчанка певица Валя Анохина, которая в свои 17 лет оказалась в числе лауреатов областного смотра и была участницей концертов в Москве, где тоже была отмечена званием лауреата Российского конкурса. И такие примеры не были большой редкостью. В те годы у людей была огромная тяга к прекрасному, а потому областные смотры были большими, красочными праздниками. С той поры многое переменилось и, к сожалению, не в лучшую сторону. Все теперешние музыкальные группы ни в какое сравнение не идут с теми коллективами. Особенно запомнился Первый Всесоюзный смотр 1965 года. Поражало и общее число участников, и обширные концертные программы, а участники выступлений были одеты в новые концертные костюмы, и музыкальные инструменты зачастую тоже были новыми, приобретенными к предстоящему смотру. Незабываемый праздник Земли Российской. И мы, работники радио, считали своим первейшим долгом рассказать об этом нашим слушателям. У нас тоже был необыкновенный подъем. Все это было, было давно, но было…
Наша работа была бы невозможна без помощи наших верных друзей — работников технической группы — техников звукозаписи. Было их немного — всего 3-4 человека, но влюбленные в свое дело люди, и казалось, что не было ничего такого, что бы они не могли сделать. Это и Боря Цыганов, и Володя Песков, и Юра Ефремов, и Саша Чуверин. Мне особенно много пришлось работать с Сашей Чувериным. Он был бесконечно влюблен в свою работу, в процесс звукозаписи. С огромным удовольствием он принимал участие в поездках по районам области, где мы вели запись коллективов художественной самодеятельности. И его уже знали во многих районах. Влюблен он был в нашу звукозаписывающую машину. Следил за ней, а его супруга Валя сделала занавески и постоянно убиралась в машине. Для Саши машина была как какое-то живое существо. Руки у него были золотыми, и он мог бы найти более высокооплачиваемую работу, но он этого не делал, потому что другой такой интересной для него работы не было.
Что помнится еще. Конечно, незабываема наша дружба с народным артистами В.Я. Самойловым и В.Я. Дворжецким. Однажды В.Я. Самойлов предложил создать радиокомозицию, посвященную В.И. Ленину, в связи с Ленинской юбилейной датой. Стали работать. В. Я. Самойлов был автором композиции и исполнителем главной роли. Как нам показалось, композиция получилась удачной. Она прозвучала по Горьковскому радио. А потом мы решили ее показать Всесоюзному радио. Там ее одобрили и в очередной Ленинский день рождения включили в программу Всесоюзного радио. Каждый год в этот день шла какая-то большая передача, посвященная Ленину, обычно готовилась она в Москве. Но в тот год московской передачи не было — ее заменила наша, горьковская. А через некоторое время В.Я. Самойлов был приглашен участвовать в какой-то композиции, готовившейся в Москве. А вскоре он стал актером Московского театра. Но начинался этот победный путь на Горьковском радио.
Много передач помогал нам озвучивать В.Я. Дворжецкий, причем делал это он всегда с желанием. Но при этом просил, чтобы текст ему давали заранее. А потом, через много лет на Горьковском радио состоялась первая публикация его автобиографической повести. Думается, что пошел на это В.Я. Дворжецкий не случайно....
Многолетними друзьями редакции были горьковские писатели — Н. И. Кочин, А. И. Патреев, М. В. Шестериков, Н. Г. Бирюков, Б. Е. Пильник, А. И. Елисеев. Они неизменно приносили нам свои творения, были участниками наших передач....
Хорошо знали дорогу к нам и наши композиторы — А. А. Касьянов, А. А. Нестеров, Б. Б. Благовидов, Г. Н. Комраков и другие. Их музыка неизменно звучала по нашему радио...
Активными участниками наших передач были ведущие музыковеды нашего города — И. В. Елисеев, В. Г. Блинова, Н. М. Благовидова. И. В. Елисеев дважды провел циклы передач, посвященных творчеству народного артиста СССР композитора Касьянова. А В. Г. Блинова на протяжении нескольких лет вела циклы передач «Музыкальное путешествие от А до Я». Эти передачи имели большой успех, мы получали много писем от ребят — наших слушателей. Несколько раз мы выезжали за пределы нашего города, чтобы встретиться с нашими слушателями. Эта наша работа была замечена — газета «Советская культура» дважды публиковала материалы, посвященные этому циклу передач...
Мне довелось работать под руководством четырех председателей комитета. Одного из них — М. А. Чернышова — я уже вспоминал. Хотелось бы вспомнить еще двух наших председателей, сыгравших большую роль в развитии Горьковского радио.
Николай Иванович Морозов пришел к нам после работы в обкоме партии, где был секретарем по идеологии. Был человеком строгим, но справедливым. Он очень серьезно относился к исполнению своих служебных обязанностей. Непременно слушал в эфире все наши передачи, а некоторые просил дать ему послушать до эфира. Тогда проходили ежедневные летучки, где обсуждались прошедшие передачи, и Николай Иванович принимал в этих обсуждениях самое живейшее участие. Наши летучки были продолжительными, и председатель любил предаваться воспоминаниям о давней жизни, о своей молодости. Мы ему прощали эти отклонения, а он, ценя это, иногда говорил: вот ведь я стараюсь делать хорошие дела ради вас. И действительно он делал добрые дела: мы каждый год получали новую квартиру для кого-либо из наших сотрудников. Квартирный вопрос в 60-е годы был тяжелейшим, в жилье нуждалось огромное число людей. Но ему как-то удавалось доставать для своих сотрудников по квартире в год, и так это продолжалось в течение многих лет. Приходил он на работу рано — за час до ее начала, а уходил часа на два позднее. Приходил, открывал окно и курил. Курил он папиросы «Казбек», курил очень много, так что дышать в его кабинете было тяжело. Но общаться с ним было очень интересно...
Его сменил на посту председателя комитета Николай Михайлович Громов. Был он человеком исключительно доброжелательным и добрым. Его интересовала наша работа, и он иногда позволял себе выезжать с редактором или корреспондентом в районы области, на место события. Он тоже слушал многие наши передачи и иногда давал советы. Все мы относились к Николаю Михайловичу с большим и искренним уважением. Да иначе и не могло быть: ведь он уважал всех нас...
Интересным человеком был и Вячеслав Александрович Ухин, заместитель председателя комитета по радио. Это был человек разнообразных интересов и много знавший. Для нашей редакции он готовил передачи исторического характера, были они интересны и своеобразны.
Хочется вспомнить добрым словом и мало заметного человека — Ольгу Федоровну Виноградову, работавшую в отделе кадров. Она любила во всем порядок. Любую справку по работе она могла дать в течение нескольких минут, все у нее было разложено по полочкам. Была он человеком исключительной порядочности и честности...
Мне неоднократно предлагали перейти на телевидение (особенно старался в этом деле Н. М. Громов, работавший одно время заместителем председателя комитета по телевидению), но я каждый раз отказывался. Я люблю свою работу, мне нравились люди, с которыми я работал.
Не могу не вспомнить Валентину Васильевну Янкавцеву и Людмилу Николаевну Ненашеву. Обе они были талантливыми журналистами и замечательными людьми. Валентина Васильевна работала в промышленной редакции. Она стремилась находить интересных людей, ярко проявивших себя. Так она познакомила наших слушателей с автором физического эффекта радиофизиком Г. Гетманцевым, изобретателем машин для работ на Севере профессором А. Ф. Николаевым, группой добытчиков сапропеля, необходимого сельскому хозяйству, пионеров этого дела в нашей области. В конце своей жизни она начала писать роман, большая часть которого уже была написана, но завершить эту работу не успела. А еще она очень любила музыку, всякую, но неизменно хорошую...
Для Людмилы Ненашевой поездки в село, встречи с его жителями были праздником. Она очень любила тружеников села, а они платили ей искренней взаимностью. Ее знали во многих районах нашей области. Но круг ее интересов не ограничивался кругом ее профессиональных интересов. Как-то она пригласила меня к себе домой. «Я хочу вам показать шикарный альбом русской живописи. А заодно и хорошего чайку попьем». Я принял ее приглашение. Альбом был действительно шикарный. Но меня больше удивил не сам альбом, а комментарии к отдельным репродукциям картин, даваемые Людмилой Николаевной. Чувствовалось, что она любит живопись и понимает ее.
А еще она любила песню и любила петь. Когда у нас случались нечастые редакционные вечеринки, то Людмила Николаевна собирала вокруг себя коллег и звучала песня. Задушевная наша русская песня. Да и жизнь ее, трагически оборвавшаяся под самый новый год в служебной командировке, была чистой, ласковой и прекрасной песней...
Горьковское - Нижегородское радио прошло большой путь, замечательный путь. И хочется думать, что его завтрашний день будет счастливым.
НА ГЛАВНУЮ