Касьянов Александр Александрович
Заслуженный деятель искусств РСФСР
Народный артист РСФСР
Народный артист СССР
Почетный гражданин города Горький
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки
В штате нижегородского радио в 1920-х – 1930-х годах работал выдающийся композитор, музыкант, организатор музыкальных программ А.А. Касьянов. Это было в начале его творческого пути, которое предрекало ему выдающееся будущее.
И эти надежды были замечательно осуществлены.
Александр Александрович Касьянов – народный артист СССР - дожил до девяноста лет и соединил музыкальную культуру Нижнего Новгорода советского времени с музыкальной культурой XIX века. Он знавал Балакирева, Глазунова, Лядова, был их учеником. У себя дома он показывал мне разложенные на крышке чёрного рояля нотные издания их произведений с дарственными надписями от них юному музыканту.
Наше знакомство с Александром Александровичем состоялось, когда ему было уже за семьдесят - я тогда готовил телепередачу о первом в СССР радиоконцерте, который транслировался из Нижегородской радиолаборатории в мае 1922 года. В то время в Москве еще не было вещающего на всю страну радиоцентра. Касьянов был тогда директором нижегородского музыкального техникума, и ему было поручено сформировать программу концерта, который должен был впервые в истории отечественного радио прозвучать для всех, кто имел детекторные приёмники. Александр Александрович показал мне и режиссёру Олегу Бобину сохранившийся у него листок, где была записана вся череда номеров и имена исполнителей. И мы решили к сорокапятилетию Нижегородской радиолаборатории (оно отмечалось осенью 1963 года) организовать на Горьковском телевидении концерт, который бы в какой-то мере повторял тот - самый первый. С помощью Касьянова удалось разыскать бывшего солиста Горьковского оперного театра Кочетова, который жил в старом одноэтажном деревянном домике на Краснофлотской улице недалеко от пересечения её с Красносельской. По сути дела, он был первым актером в нашей стране, который пел на радио, как теперь говорят в «прямом эфире». Касьянов аккомпанировал ему на рояле. Участники того - самого первого радиоконцерта, как вспоминал Александр Александрович, вовсе не были уверены, что их кто-то где-то слушает. И были удивлены, когда через два дня руководитель радиолаборатории и инициатор этого концерта Михаил Александрович Бонч-Бруевич показал им сотни телеграмм от радиослушателей из разных городов страны с благодарностью за музыку в эфире. И вот через 45 лет мы, уже в условиях телестудийного павильона, воспроизвели этот радиоконцерт. Как и тогда, в нем участвовали юные скрипачи из Горьковского музыкального училища. Они исполняли те же произведения, что и их предшественники. Только ничего удивительного не ощущали, потому что с первых шагов своей жизни привыкли к тому, что в доме говорит, играет и поёт радио…
Касьянов был высок ростом, несмотря на внушительный возраст, ходил быстро и размашисто, несколько запрокинув назад голову – бородой вперед, носил кремовую матерчатую фуражку, белый полотняный пиджак и держал под мышкой сложенный вдвое старый парусиновый портфель. После перенесенного уже в зрелом возрасте простудного заболевания он потерял слух. Но не музыкальный, а самый обычный. Музыкальный продолжал жить в нём и наполнял всё его существование, даже когда он просто шёл по улице и, казалось, ни на что не обращал внимание. Иногда он, словно белый лайнер, пролетал мимо – весь в себе. Но чаще неожиданно тормозил рядом и громко на всю улицу здоровался. И так же громко, как все слабослышащие или глухие люди, продолжал разговор, подключая себя к слуховому аппарату, который доставал из бокового кармана пиджака. У него этих аппаратов было, наверное, с десяток, если не больше, потому что каждый из выдающихся музыкантов, приезжавших на гастроли в Горький, привозил ему в подарок купленный за границей слуховой аппарат новейшей модели. Касьянов жаловался, что они перегружают шумом его голову, потому что не обладают избирательностью, и говорил, что тишина для него более привычна и приемлема. И пользовался этими приспособлениями, только когда было необходимо.
Касьянов написал оперы «Степан Разин», «Ермак», «Фома Гордеев» на либретто горьковского писателя и поэта Нила Бирюкова. После премьеры в нашем оперном театре третьей редакции «Степана Разина» в ноябре 1977 года я подготовил репортаж о спектакле для программы «Время». Его несколько дней не показывали, я стал названивать, спрашивать — почему. А мне выговорили: «Ты что, сам не понимаешь - проходит сессия Верховного Совета СССР. Законной власти! А Степан Разин против кого бунтовал? Против законной власти — хоть и царской. Вот закончится сессия — дадим!». И действительно, дали в эфир через два дня после заседания Верховного Совета. Дали бы раньше, но боялись, что наверху могут это понять, как намёк в программе «Время» на приобретавшие тогда активность диссидентские выступления.
Когда Касьянов был избран делегатом на съезд композиторов РСФСР, с ним в Москву поехала наша съёмочная группа, которая работала над телефильмом об Александре Александровиче «Жизнь моя – музыка».
Касьянова, который в ту пору был, пожалуй, старейшим композитором в СССР, в Колонном зале Дома Союзов, где заседал съезд, принимали очень тепло. К нему подходили люди, коллеги по музыкальному цеху, и говорили, как они рады его видеть. Он кивал, а после с трудом вспоминал, кто это такие. В один из перерывов к нему легко подлетел высокий статный красавец с серебряным венцом седины и, взяв его за обе руки своими теплыми мягкими руками, стал говорить, как давно они не виделись и как он рад, что Александр Александрович нашел в себе силы приехать на съезд. Он обнимал и целовал Касьянова как старого друга и при этом пожелал себе, чтобы через десять лет – на столько пожилой композитор был старше его – он тоже мог участвовать в работе съезда или петь в опере. Прозвенел звонок на заседание, и довольные друг другом собеседники попрощались до следующего перерыва. Когда москвич скрылся в дверях зала, наш земляк недоумённо спросил у оператора, снимавшего эту, не предусмотренную сценарием сцену, не знает ли тот, кто это был и почему ему, Касьянову, обрадовался, как давнему другу.
Тут пришла очередь удивляться оператору Юрию Печинкину:
- Александр Александрович, господь с вами, это же был Иван Семёнович Козловский!
- Конечно! – спохватился Касьянов. – Я же его давно знаю!
Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки за оперы «Степан Разин» и «Фома Гордеев», Почетный гражданин г. Горького. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне.
Биографическая справка:
Родился 29 августа 1891 года в родовом поместье - селе Болобоново, (ныне — Пильнинский район Нижегородской области) в семье потомственного дворянина. Окончил в Н.Новгороде гимназию и музыкальную школу, затем Петроградскую консерваторию. После возвращения служил дирижером симфонического оркестра, руководил музыкальной самодеятельностью, принимал активное участие в организации Народной консерватории. Работал директором и преподавателем музыкального техникума, заведовал музыкальной частью Горьковского академического театра драмы, был педагогом Горьковской консерватории (с 1957 года — профессор). В 1922 году составлял программы музыкальных передач и выступал в качестве пианиста в концертах, организованных радиолабораторией, основанной М. А. Бонч-Бруевичем, руководил первым в России радиоконцертом из Нижнего Новгорода. Автор музыки опер «Фома Гордеев» и «Степан Разин» и многих других известных произведений разных музыкальных жанров.
Захоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода
Автор биографии А.Цирульников
Сюжет "Жизнь и призвание Александра Касьянова"
НА ГЛАВНУЮ