Юрий Гагарин получал в Горьком автомобиль: какой была "гагаринская" машина?
В день 55-летия первого полета человека в космос программа "Вести - Приволжье" рассказала, на чем передвигались прославленные космонавты по земле. Каждый из них после возвращения из полета приезжал в город Горький за автомобилем. И первопроходцем здесь стал тоже Юрий Гагарин. Какой была "гагаринская" машина?
Правда ли, что после космических просторов ему порой было тесно на автомобильных дорогах? И о чем космонавт-горьковчанин Зудов предупреждал коллег перед их поездкой на Горьковский автозавод?
12 апреля 1961 года - город Горький вместе со всем миром рукоплещет первому человеку в космосе. Горожане на улицах обступают автомобили, в то время немногочисленные, чтобы по радиоприемникам услышать историческую новость.
Он сказал "Поехали!" - но до этого полета управлять самому наземным транспортом Гагарину не доводилось. Первый личный автомобиль он получил как раз благодаря полету. Это была "Волга "ГАЗ-21". Элегантный кузов, фирменный олень на капоте и хромированная решетка радиатора, сверкающая, как знаменитая гагаринская улыбка.
НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИКОВА, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ ОАО "ГАЗ": "Черного цвета классический автомобиль, серо-голубой салон. Есть легенда, что Гагарин сам выбирал цвет салона. Насколько это правда - вряд ли.
Кстати, и прав на вождение автомобиля Юрий Гагарин, летчик-космонавт, поначалу не имел. Водительское удостоверение тоже получал уже после полета в космос. Причем, права ему не подарили, вместе с машиной - как все, сдавал экзамены.
НАТАЛЬЯ ШКОТОВА, ЭКСКУРСОВОД: "Лихим водителем был. Номер его машины знала вся столичная Госавтоинспекция. Однажды въехал в пенсионера на "Победе". Гагарина сразу отправили по другой дороге, но он с этим не смирился. Нашел человека, заплатил ему и попросил прощения".
Была у Гагарина и служебная "Чайка" с водителем, но он любил ездить за рулем. Через два года после того, как стал автовладельцем, сам пригнал свою "Волгу" из Москвы в Горький, на ремонт. Выступал перед работниками автозавода - уникальные кадры этого визита также сохранились в архиве ГТРК "Нижний Новгород".
После Гагарина вручать героям космоса автомобили горьковского производства стало традицией. Покорители космоса, как правило, сами приезжали на завод за машинами и покидали цеха уже за рулем новых "Волг". Только один автомобиль - 38 советского космонавта Валерия Рождественского - не доехал до Звездного городка своим ходом из-за неполадок. Напарнику Рождественского, горьковчанину, кстати, Вячеславу Зудову пришлось брать коллегу на буксир.
АЛЕКСАНДР ЦИРУЛЬНИКОВ, ЖУРНАЛИСТ ГТРК "НИЖНИЙ НОВГОРОД", ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ СССР И РОССИИ, ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РФ: "Потом, когда приехали за машинами Гречко и Романенко, я первое что их спросил - у вас тросик есть, они сказали - "Есть, нас Слава Зудов предупредил".
Самая же первая "космическая" "Волга" прослужила своему хозяину верой и правдой до его трагической гибели в авиакатастрофе. Больше в ремонте машина не нуждалась. В знак благодарности горьковчанам Гагарин каждый год поздравлял работников автозавода с их профессиональным праздником.